Готовность ребёнка к школе

shkola6.jpg

Поступление в школу — одно из самых ярких и важных событий в жизни каждого ребенка, которое знаменует собой переход из детского сада к следующей, качественно новой ступеньке жизни — школе!

С одной стороны, это событие наполнено эмоциональной торжественностью и яркостью, как для ребенка, так и для родителей. С другой, по-новому осмысливаются физические и социально-психологические новообразования в развитии будущего первоклассника.


Согласно требованиям, определенным школьной реформой, дети, достигшие школьного возраста, должны стать первоклассниками. Но не все шестилетние дети (которые по критериям возрастной психологии принадлежат к категории старших дошкольников, а не младших школьников) по своему физическому и психо-эмоциональному развитию готовы стать школьниками. 


Как определить готовность ребенка стать школьником? Предпосылкой успешного начала обучения является достаточный уровень педагогической и психологической готовности ребенка к школе.


Педагогическая готовность - это запас знаний, умений и навыков, имеющихся у ребенка на момент поступления в школу. Под психологической готовностью предполагается качественное разнообразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно обучаться в массовой школе: личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.



Личностная готовность


Состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.


Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.


Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех.
Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок («Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).


Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.


Волевая готовность


В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требуют учителя, школьный режим, программа.


К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат. Конечно, все это делается не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.


Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.


Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо «взрослого» задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности.


Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.



Интеллектуальная готовность


Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Он должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст «почемучек».


Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать?


Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями - огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов - это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и «пичкание» ребенка готовыми знаниями. Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие.


Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.


К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, страны, где он проживает Знать имена и отчества родителей, место их работы. Понимать, что дедушка - чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.


Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрознены, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что малыш понял определенное явление природы, поступки животных, людей.


Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка.


Беседа с малышом должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес - главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло - мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для малыша.


Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного. По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание.


Не стоит развивать своего малыша только в одном направлении. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой «специализации», а помочь развиваться гармонично, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.


Уважаемые родители! Определить готовность ребенка к обучению в школе и рекомендовать адекватные условия обучения: программу, форму и учебное заведение помогут специалисты областной психолого-медико-психологической консультации.


Наш адрес: г. Запорожье, ул. Запорожская, 13 а. Телефон: 62-34-71.

Светлана Кузнецова, консультант-дефектолог Запорожской областной психолого-медико-педагогической консультации

 

Источник: Наше время+ от 07.02.2013 г.

Фотограф Денис Минаев Запорожье

Кадрим Продакшн

Погода

Новости Запорожья

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 5 гостя.

Реклама

Реклама на WOMAN

(с) Все права защищены